Опубликовано в 24.09.2017 в Статьи
фoтo: Eвгeний Сeмeнoв
ФOМ прoвoдил oпрoс нaсeлeния 9–10 сeнтября 2017 гoдa срeди 1,5 тыс. чeлoвeк в 104 нaсeлeнныx пунктax 53 рoссийскиx субъeктoв. Рeзультaты тaкoвы: 2% oпрoшeнныx увeрeны, чтo стoимoсть продуктов стала ниже, 27% не заметили изменений на ценниках, а для 63% респондентов очевидно, что еда становится только дороже. Что в корне противоречит данным Росстата.
Напомним, что 20 сентября Федеральная служба статистики сообщила, что недельная инфляция уже вторую неделю подряд держится на нулевом уровне после двух недель дефляции: с начала 2017 года по 18 сентября цены выросли лишь на 1,7%. Росстату вторят и власть имущие, повторяя, что продовольственная инфляция побеждена и все должно дешеветь. Но на деле это не совсем так.
«Для многих людей победа над инфляцией, о которой все чаще заявляют чиновники, не очевидна. Граждане не доверяют этим заявлениям. Сформировалось устойчивое ощущение того, что в России еда только дорожает, — рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Продукты и вправду растут в цене, но темпом, который значительно ниже, чем был 5–7 лет назад».
К слову, стоимость продуктов питания в стране увеличивается в 5–7 раз быстрее, чем в странах Евросоюза. «В России, очевидно, еще какой-то период времени даже при условии реальной остановки роста цен люди будут говорить о том, что продукты дорожают», — подытожил Янин.
В исследовании ФОМ также сказано, что по сравнению с мартом прошлого года число граждан, которые заметили рост стоимости на продукты, упал с 85% почти на четверть. В ходе опроса выяснилось, что доля тех, кто почувствовал снижение цен, выросла с 1% вдвое. 66% опрошенных отметили стабильное качество продуктов, 23% сочли, что оно стало заметно хуже, а 5% подчеркнули, что товар стал лучше.
Впрочем, как ни считай, очевидно одно: данные Росстата и чиновников расходятся с мнением российских потребителей. «Надо перепроверять методы опроса ФОМ и методы расчета Росстата. У профессионалов всегда будут претензии друг к другу», — убежден директор Центра аграрных исследований РАНХиГС Александр Никулин.
По его словам, население отмечает постоянный рост цен, так как оно еще не почувствовало выхода из кризиса. На это требуется куда больше времени. «По всем сводкам, экономическое положение стабилизировалось, инфляция побеждена, но исследование ФОМ все-таки отметило продолжающееся недовольство людей, — продолжил эксперт. — Несколько лет подряд крупнейшие агентства проводили исследования, что происходит на потребительском рынке. Они фиксировали рост цен. Последние годы проблема была особенно болезненной для населения в связи с наблюдавшейся экономической стагнацией. Возможно, граждане еще не убедились в том, что положение стало изменяться к лучшему».
Весной социологические исследования смогут показать, насколько устойчивым является тот наметившийся рост, о котором говорят статистические органы.