Опубликовано в 03.11.2017 в Статьи
фoтo: kremlin.ru
Списoк трeбoвaний, кoтoрыe Eврoкoмиссия рaссчитывaeт прeдъявить «Сeвeрнoму пoтoку — 2», снaчaлa будeт нaпрaвлeн в Eврoпaрлaмeнт, a зaтeм пoступит нa рaссмoтрeниe eврoпeйским стрaнaм, вxoдящим в EС. Тaм у рoссийскoгo гaзoпрoвoдa xвaтaeт непримиримых противников. В частности, Польша активно сопротивляется строительству этого маршрута, утверждая, что он нанесет непоправимый урон энергобалансу Старого Света и поставит Евросоюз в окончательную топливную зависимость от нашей страны. Эту позицию разделяют и страны Прибалтики, которые настаивают на увеличении закупки американского сланцевого газа.
Несмотря на то, что Польшу и Прибалтику нельзя поставить в число самых влиятельных стран ЕС, их слово также многое значит — решения Евросоюза по таким вопросам, как «Северный поток — 2», должны приниматься единогласно, поэтому противники России могут заблокировать продвижение строительства этого газопровода.
Впрочем, Брюссель и сам не прочь внести некоторые коррективы в соглашение о будущем управлении «Северным потоком — 2». В частности, Европа настаивает, чтобы на трубопровод распространялись требования, аналогичные тем, которые содержатся в так называемом Третьем энергопакете ЕС. Они предполагают недискриминационный доступ к газопроводу альтернативных поставщиков «голубого топлива», разделение участвующих в проекте компаний по производственному и транспортному принципу, а также прозрачный расчет стоимости топлива и его прокачке по трубопроводной системе.
Москва возражает распространению таких условий на «Северный поток — 2». В частности, по словам постпреда России при Евросоюзе Владимира Чижова, наша страна не нуждается в дополнительных переговорах относительно этого газопровода. Он объясняет это тем, что у Еврокомиссии отсутствуют соответствующие юридические права: поскольку газопровод будет проходить через акваторию Балтийского моря, а Брюсселю подвластна исключительно сухопутная часть Старого Света, то вопрос строительства и управления «Северным потоком — 2» не входит в компетенцию ЕС.
Тем не менее, риск того, что Европа сможет настоять на своих требованиях, достаточно значителен. Причем, хорошую услугу в этом деле Брюсселю может оказать новые антироссийские санкции, которые нашей стране предъявили США. Они налагают запрет на крупные инвестиции зарубежных финансовых и корпоративных институтов в любые российские проекты. Учитывая, что половину затрат на строительство «Северного потока — 2» берут на себя пять европейских компаний, у Брюсселя появляется возможность для дипломатического маневра. Теоретически, он может поставить Москве дополнительное условие и заявить, что не присоединится к американским санкциям и не будет тормозить процесс создания газопроводного маршрута только в том случае, если Россия согласиться подключить европейцев к управлению этой трубой.
Такое развитие событий уже вызывает опасение со стороны «Газпрома». Вероятно, именно поэтому монополия решила снизить свои вложения в строительство «Северного потока — 2» и переориентировать финансовый поток на другие экспортные маршруты — «Турецкий поток», инвестиции в который в этом году выросли более чем вдвое — с 41,9 млрд до 92,8 млрд рублей, и «Силу Сибири», на который в этом году предполагается потратить почти 2108 млрд, а не 159 млрд рублей, как предполагалось ранее.
Впрочем, ставить крест на «Северном потоке — 2» российский холдинг не собирается. Как следует информации, предоставленной Nord Stream 2 («дочка» «Газпрома», швейцарский оператор строительства газопровода) в базу данных сената США, в 2017 году этой структурой был выделен почти $1 млн на лоббирование этого проекта в американских правительственных ведомствах. В связи с этим, ставить точку и заранее обрекать «Северный поток — 2» на зависимость от третьей стороны, пока рано.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал